Сказка Братьев Гримм "Звездные талеры" начинается с описания состояния героини: "И оттого, что была она всем миром покинута, вышла она, полагаясь на волю Господню, в поле."
Думаю, что каждый переживал период безысходной оставленности. Будто весь мир отвернулся и идешь туда не знаю куда. В период изоляции мы можем сильнее переживать эту покинутость, как невозможность видеться с родными и близкими, невозможность буквально коснуться, дотронуться обнять. Как говорит М. Вудман "Новая жизнь всегда рождается в лишениях, как, например, Христос появился на свет на скотном дворе".
Героиня пережила утрату, "отец и мать у ней умерли", также мы можем переживать утрату значимых связей. Или даже дефицит этих образов во внутреннем мире. Когда на фоне стресса адаптации к новым условиям не в силах сами быть себе достаточно хорошей, принимающей и поддерживающей, сострадательной матерью и отцом, который бы внес в нашу жизнь разумные ограничения и порядок.
Так как сформированные в нас прежние аспекты отцовского и материнского комплексов могут не помогать нам, а напротив тормозить. Так по словам М. Вудман "не имея связи со своей фемининностью, матери не могли передать им свое наслаждение жизнью, свою веру в бытие, свое доверие к такой жизни, которой жили они сами. Приученные к тому, что в жизни нужно всего добиваться и действовать максимально эффективно, они не могли позволить себе просто жить".
"Для исходно негативного отцовского комплекса также является типичным то, что нужно всегда находиться в авторитетной позиции, а если нет, то этого достаточно, чтобы оказаться "ничтожеством". Ведь только если стать такой "высшей инстанцией", возникает возможность больше не быть жертвой такой инстанции. "Быть как высшая инстанция" оказывается бессознательной попыткой спастись. Это не приносит подлинной свободы, но по крайней мере появляется возможность отойти от позиции жертвы. В то же время, такая попытка спастись, формирует зловещую сверхтребовательную позицию, которая в дальнейшем вынуждает сверхтребовательных к себе людей ставить недостижимые цели, а затем снова чувствовать, что они - ничтожества. К тому же, за такими сверхтребованиями прячется желание быть таким, как отец, суметь пережить чувство "мы" и таким образом, наконец, получить отцовское благословение." В. Каст
Психика регрессирует, и мы превращаемся в растерянных маленьких детей. Которые бредут пусть не в просторах буквальной, но в просторах виртуальной реальности туда не знаю куда. Посещая бесконечные курсы и музеи, как будто бы не вполне понимая зачем. И не имея возможности в этой связи соприкоснуться с тем содержанием, которое в нас попадает, будь это даже содержанием величайших художественных произведений. Мы напуганы, растеряны и тогда ничто не может проникнуть в нашу душу по-настоящему глубоко затрагивая ее.
Девочка идет в чисто поле - мы в просторы сетей, и встречаем там тех кто также как и мы в чем-то нуждаемся, но не в силах помочь себе мы спасаем кого-то. Это может проявляться в разных формах - от слов до действий. Мы затронуты, и психика склонная в этот период в большей чем обычно степени к реактивности моментально дает ответ на внешний стимул. Мы расшатаны и тем самым более уязвимы. Но в тот же момент в гораздо большей степени чувствительны к чужим страданиям. К боли и красоте мира, мимо которой обычной своей суете мы бы пробежали мимо, не заметив.
Так Э. Эдингер рассуждает об этом периоде тоски и неустойчивости Эго: "эта тоска представляет опасный регресс, в особенности для юного эго, в то же время архетип матери становится источником обновления, к которому эго будет возвращаться, исчерпав свой "капитал". Вы видите амбивалентность, проходящую через все психологическое. На определенных этапах развития смертельно опасно оглядываться назад в тоске по материнской защите; однако на другом этапе развития именно оттуда приходит возрождение".
C. Кьеркегор:"достичь бесконечности можно только через отчаяние". Она отдает последнее тому, кто находится в еще худшем положении. Но просители на этом не заканчиваются. И тогда возникает вопрос, а есть ли у меня еще что отдать, а выживу ли я без этого, справлюсь ли? Могу ли помогать из своей раны, из своей травмы, из своего горя, из своей опустошенностью депрессией?
Мы можем взглянуть на персонажа сказки, как на эго, теряющее персонные атрибуты. Шапочку - а какой ты будешь без роли умной старательной девочки? Платьице и юбочку, а что если у тебя отнять атрибуты, внешнюю форму женственности, что последует за этим, если расстаться и со своей феминной идентичностью?
А затем и рубашечку, что если ты останешься абсолютно обнаженной в мире, где все персоны защиты отпали, а новых еще нет. Повернется ли к тебе мир в этот момент другой стороной, или ты должна будешь погибнуть в лесу своего бессознательного от голода и холода?
"Полнота жизни управляется законом и вместе с тем не закономерна, она рациональна и вместе с тем иррациональна " К.Г. Юнг. Мир поворачивается к героине, своей поддерживающей ресурсной стороной, она обретает новую рубашечку - как новую персону. Как адепты после посвящения в религию, надевают новую специальную одежду. В христианской традиции - это крестильная рубашечка. И через этот образ мы можем увидеть как выстраивается диалог с самостью. Талеры падают с неба, соединяя земную и небесную сферы. В виде образов сверкающих талеров - можем вспомнить, что блеск, блестящий цвет - цвет богов и святых. Также мы можем вспомнить алхимические образы, где золотой сверкающий цвет связан с образом философского камня, также метафорой самости. И важно, что героиня не отвергает ресурсы, а использует их, не пытаясь сделать вид, что это не ее и не имеет к ней отношения.