На внешнем уровне мы могли бы здесь говорить и о сиблинговой конкуренции, и о зависти, и о потере прежнего статуса и уровня жизни, об изменениях и о многих других вещах. На внутреннем уровне мы могли бы говорить о двух этих братьях как о двух наших частях, одна «успешная» и лидирующая, которая «заведует» всем. И здесь подойдут любые символические ассоциации. Например, царь – это голова, управляющий центр и пр. А его брат, та наша часть, которая лишена возможности «царствования», всегда оставаясь где-то на задворках нашей жизни, но в то же время часто именно эта недооцененная нами часть больше всего способна развиваться. Ведь если ты царь, куда тебе дальше расти? А если ты на нуле, то падать ниже тебе некуда, только вверх подниматься. Так, например, у какого-нибудь участника это могло бы, скажем, выразиться в том, что он всю жизнь делал карьеру финансиста и сейчас человек состоятельный, разумный, здравомыслящий. Но периодически ему становится невмоготу, потому что вообще-то уже давно хочется ему заниматься чем-то другим, скажем, писать музыку или инструктором по горным лыжам работать, но и времени у него нет, и способностей нет, и физическая форма уже не такая, и слух несовершенный, словом, Василий-царевич этот непутевый. И вот участник все пытается избавиться от этого царевича внутри себя, очень он его раздражает своими желаниями да мечтами.
Мы могли бы начать обсуждать тему изгнания из дома как тему тяжелых перемен в жизни – смены деятельности, развода, увольнения, буквального ухода из дома и пр. На внутреннем плане речь могла бы зайти о том, что какая-то наша часть не принимается, изгоняется, как в примере с финансистом. Или, наоборот, в какой-то момент освобождается из-под давления «лидирующей» части для того, чтобы совершить свое «путешествие героя». Обсуждая одежду, мы могли бы здесь подключить символизм одежды – что это про внешнее, про презентацию себя миру, по одежке встречают, как говорится. То есть получается, с одной стороны, что «дойти до бедности» означает потерю прежнего уровня жизни и мышления, с другой стороны, эта «точка бедности» является и потенциальным ресурсом для обновления, с третьей стороны, эта «дошедшая до бедности» часть может быть в чем-то более настоящей, поскольку остается практически без одежды, то есть без внешнего прикрытия. Ассоциаций может быть бесконечное множество, так как символ многогранен. И то, что звучит на группе и от конкретного участника, воздействует на нас и создает ту общую историю на основе сплетения сказочного и личного материала, через которую все участники будут проходить. Но все эти ассоциации имеют своей целью помочь каждому участнику продвинуться дальше в своих индивидуальных странствиях.
В зависимости от предпочтений ведущего, а также внутренней логики сказочного материала и уместности, в процесс могут вводиться элементы арт-терапии, танцевально-двигательные и психодраматические техники, медитации и другие практики. В качестве дополнительных инструментов могут использоваться метафорические карты и карты таро. Многие ведущие работают на стыке разных подходов и направлений, скажем, сказка и астрология, сказка и арт-терапия, миф и шаманизм. Важно отметить, что проживание сказки и мифа – процесс очень живой и спонтанный, поэтому именно движение группы вместе со сказочной историей часто определяет и то, какие еще элементы кроме чтения сказки и обсуждения появятся на семинаре.