Мы будем работать с очень колоритной
неадаптированной сказкой, записанной в деревне Усть-Уролка Пермского края. Героине сказки предстоит выполнить множество опасных заданий своей злой мачехи для того, чтобы обрести свободу и самостоятельность.
На семинаре мы будем говорить об агрессии и контакте с ней, о взаимодействии инстинктивного и культурного в нашей жизни, а также о дарах рода, о том наследии, которое мы получаем от наших бабушек. Послушаем, какие советы дает нам наша внутренняя старуха, о чем её сказки, советы и наставления, соприкоснемся с её мудростью.
Немало мы будем говорить и о ткачестве. Во всех культурах ткачество – равно как и прядение – считалось божественным демиургическим актом, процессом создания мира из нитей судеб. Переплетение нитей в процессе ткачества рассматривалось как единение противоположностей, соединение мужского и женского принципов. Сам процесс ткачества сопровождался множеством ритуалов и запретов, поскольку начало тканья соотносилось с рождением человека, а окончание — со смертью. Так, например, считалось, что навитую на станок основу необходимо было сразу же соткать на один оборот воротила, если этого не сделать, считалось, что ребенок, родившийся в эту ночь, не будет расти или умрет. Бердо, нит, мялка, воротило служили оберегом от нечистой силы и связывались с идеями жизни и смерти, плодородия и бесплодия.
Работая с
усть-урольской сказкой «Про ведьму-мачеху» мы вслед за главной героиней будем узнавать, что же нужно делать, чтобы стать ткачихой – хозяйкой своей собственной жизни, и какую роль в этом процессе играют старшие женщины нашего рода.
О чем еще идет речь в этой сказке можно подосмотреть в моей статье "Коровы-медведи".