Материнские образы в сказках отличаются удивительным многообразием. Мы можем увидеть их и в фее-крестной, и в ужасной колдунье, и в доброй старушке, живущей в лесной чаще. Встреча с ними – событие, хотя и не всегда приятное и безопасное. Не стоит пытаться увидеть в сказочных персонажах реальных людей, однако стоит задуматься о том, что в нашей внутренней реальности присутствуют все эти образы, и наша встреча с ними неминуема, желаем мы того, или нет. В архетипическом образе матери соединяются различные аспекты человеческого бытия: то, что дает заботу и поддержку, внимание и сочувствие, питает, согревает и заботится о теле, соседствует с иным, пожирающим, отравляющим, вызывающим ужас и отвращение, с темной стороной архетипа.
Читая, проживая и исследуя эту сказку, мы обратим внимание на тех взрослых женщин, с которыми встречается Герда в своем путешествии: старушку-цветочницу, старуху-разбойницу, бабушку самой Герды, финку и лапландку, и, разумеется, поговорим о самой Снежной королеве.
Встреча с каждой из этих женщин неслучайна. Она приносит именно то, в чем больше всего сейчас нуждается Герда. Ее путь – это путь героини, который невозможно пройти без соединения с силой Великой Матери.
Мы будем читать сказку, исследуя различные аспекты материнского архетипа, обращаться к личным историям, сновидениям, возникающим образам.
- Истории первая и вторая. Снежная королева: когда любви недостаточно. Бабушка: та, кто знает.
- История третья. Старушка-цветочница: слишком хорошая мать.
- История четвертая. Принц и принцесса: достаточно ли я сильна.
- История пятая. Старуха-разбойница: тень.
- История шестая. Финка и лапландка: мудрость и вера.
- История седьмая. Возвращение.