Этот семинар посвящен работе с травмой поколений через символическое поле цыганской народной сказки «Мертвый табор».
В фокусе нашей работы будет феномен охваченности, одержимости, зачарованности тайной травмы.
Образ табора метафорически сопоставим с родом. Мы поговорим о влиянии рода на нас, о корнях, источнике сил. Мы поговорим о роде - как о том, что, что живет в нас и через нас, о том, что влияет на нашу индивидуальность и определяет нашу судьбу.
Смело могу сказать, что мы менее свободны в выборе своей жизни, чем полагаем. Особенно сильно влияют на нас тайны. Тайна - это всегда проблема. Тайна, живущая в роду, тайна мертвых – обладает сильнейшим воздействием на нашу жизнь. Немота травмы порождает особенное поле – сильное невидимое излучение, подобное радиации. И столь же разрушительное. Травма всегда прячется в коконе молчания. Травма может быть очевидной, но при этом «невидимой». Психические защиты делают ее невидимкой, убирая из сознания. Травма делает символическое буквальным, а буквальное символическим, явное – пропадает из осознавания, словно сокрытое волшебной шапкой-невидимкой. А неявное вдруг становится явным. Прорываясь в буквальных реакциях и мнениях.
Наши актуальные травмы уходят корнями в прошлое. В истории бедствий и трагедий не осознанных и не переработанных в достаточной степени. Коллективные травмы остаются саркофагами в личной истории, когда общество не может преодолеть запрет говорить о пережитом. И тогда наши мертвые приходят и говорят с нами языком тела, событий, неврозов, психозов и социальных катастроф.
Но мы можем попытаться выйти из-под власти ярости мертвых, например, осознав их присутствие и распознав их воздействие. Тогда опасный контакт может превратится в полезный и ценный опыт.
Вся суть глубинной юнгианской психологии содержится в этом.
Дело даже, не в том, что мы создаем токсичные тайные, а в том, что они уже есть в нашей истории. Мы не знаем многое о самих себе. Совсем недавно, для многих и многих людей в нашей стране, в том числе и наших близких родственников, события жизни разворачивались так, что часть семейной истории пряталась или искажалась.
Возможно, сегодня нам кажется, что мы совсем иные, чем предки, что все трагические события остались в прошлом. Тем не менее, существует невербальное влияние коллективной истории, живущее в бессознательном. Не знание травмы поколений не мешает нам находится во власти этого, неизвестного нам, прошлого.
Это сказка про мертвых, которые есть у каждого. Сложные судьбы поколений наших предков сильно влияют на нашу жизнь, и мы редко осознаем это, но это не значит, что мы не можем об этом говорить.
Таким образом, мы, попытаемся наконец увидеть, почувствовать, представить по крайней мере частично, эти сложные связи поколений. Попробовать определить влияние на нас «непрожитых» жизней наших родителей, бабушек, дедушек. Эти связи есть то неуловимое, несознаваемое, невысказанное или тайное, что оказывает сильное влияние на нас.
Не знаю, можем ли мы быть абсолютно, совсем свободны от историй мёртвых.