Этот сайт использует файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также делиться им в социальных сетях, подробнее.
OK

Коровы-медведи

Юлия Пустынникова - психолог, психодраматист
"Жили-были старик со старухой, у их была девка. Старухе она была не родная, не любила мачеха её. Один раз ей и говорит: "Поди, девка, коров моих доить". А коровы-те у ей были медведи. Девка побежала, да перво зашла к своей родной баушке: "Баушка-баушка, меня мачеха наряжает коров доить".
Так необычно начинается сказка "Про ведьму-мачеху". Это очень колоритная неадаптированная сказка, записанная в деревне Усть-Уролка Пермского края. Героине сказки предстоит выполнить множество опасных заданий своей злой мачехи для того, чтобы обрести свободу и самостоятельность.

Что это за коровы-медведи и откуда они берутся? И что это за женщина, у которой то ли коровы в медведей превратились, то ли медведи дойными коровами служат? И было ли в вашей жизни такое, чтобы вас отправляли медведей доить и чем это приключение для вас закончилось?

Это сказка о женском пути, об обретении зрелости, об испытаниях на этом пути, о разных ликах женственности и о пользе злодеев, о родовых проклятьях и дарах, о деле и деланье, о ткачестве как о професии и магической практике, о грани между обыденным и волшебным и о том, как одно превращается в другое.

Сюжет и образы этой сказки дают возможность поразмышлять об агрессии и контакте с ней, о взаимодействии инстинктивного и культурного в нашей жизни, а также о дарах рода, о том наследии, которое мы получаем от наших бабушек. Прислушавшись к ней, мы можем услышать, какие советы дает нам наша внутренняя старуха, о чем её сказки, советы и наставления, соприкоснуться с её мудростью.

Во всех культурах ткачество – равно как и прядение – считалось божественным демиургическим актом, процессом создания мира из нитей судеб. Переплетение нитей в процессе ткачества рассматривалось как единение противоположностей, соединение мужского и женского принципов. Сам процесс ткачества сопровождался множеством ритуалов и запретов, поскольку начало тканья соотносилось с рождением человека, а окончание – со смертью. Так, например, считалось, что навитую на станок основу необходимо было сразу же соткать на один оборот воротила, если этого не сделать, считалось, что ребенок, родившийся в эту ночь, не будет расти или умрет. Бердо, нить, мялка, воротило служили оберегом от нечистой силы и связывались с идеями жизни и смерти, плодородия и бесплодия.

Работая с усть-урольской сказкой "Про ведьму-мачеху" можно вслед за главной героиней узнавать, что же нужно делать, чтобы стать ткачихой – хозяйкой своей собственной жизни, и какую роль в этом процессе играют старшие женщины нашего рода.

Бабу Ягу можно по праву назвать самым колоритным и значимым персонажем славянских сказок. Она встречается на пути многих героев выступая для них учительницей, дарительницей, похитительницей, воительницей и соблазнительницей. Вряд ли кто-то может сравниться с ней по силе, сложности и многофункциональности образа, который завораживает, привлекает, пугает и отталкивает одновременно. Встреча с Бабой Ягой всегда судьбоносна для героев сказок, часто может показаться, что эта встреча – главное, что произошло с ними в жизни.

В нашей обыденной жизни мы также встречаемся с Бабой Ягой, предстающей перед нами в образе старшей женщины – маты, бабушки, свекрови или тещи, вздорной начальницы, бабки-знахарки, невыносимой соседки, да мало ли у неё лиц – появляющейся на нашем пути и преподающей нам трудные уроки взросления. Узнать Егибову в раздражающем нас человеке – это первый верный шаг на пути прохождения её испытания. Но это далеко не всё. Какой ответ Яге – верный? Как с ней вести себя? Очень часто мы теряемся и не знаем, как себя вести.

В нашей сказке мачеха отправляет главную героиню к своей сестре, в которой мы легко узнаем Бабу Ягу, "по бёрдо", то есть принести ткацкий инструмент. Проживая эту сказку, мы можем смотреть, что принесет каждому из нас встреча с лесной ведьмой на этот раз и вспоминать, когда раньше мы встречались с ней и чем обернулась для нас эта встреча. А также можно разбираться, в чем же секрет верного взаимодействия с Ягой и что делать, чтобы не быть съеденым.

Страница семинара "Про ведьму-мачеху"