Этот сайт использует файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также делиться им в социальных сетях, подробнее.
OK
Авторский проект

Мифопоэтика повседневности

Живой контакт с реальностью
через образы и игру воображения
Верно, что мир — это то, что мы видим, и что, одновременно, нам еще необходимо научиться его видеть. В этом смысле, прежде чем приравнять это видение к знанию, мы должны завладеть им и сказать, что такое эти мы и что такое видеть, должны сделать так, словно бы мы об этом ничего не знали, словно мы должны еще всему научиться.
~ М. Мерло-Понти «Видимое и невидимое»
Даниил Хармс однажды обыграл историю своего рождения в форме гротескного анекдота: младенец, появившийся на свет в виде икры, лежал в люльке и чуть было не стал закуской для дяди, любителя выпить и закусить.
Абсурдный образ, но если прислушаться к нему, становится ясно: здесь речь не только о шутке. Это попытка оживить сам факт появления на свет, превратить биографическую данность в миф.
Мы редко всматриваемся в привычные вещи. Наше восприятие устроено так, чтобы экономить наши силы: укоренившиеся факты мы принимаем на веру, чтобы не пересобирать реальность каждый раз заново. В буддийской традиции есть понятие «познания, основанного на выводах», которое, говоря упрощенно, описывает способ ориентироваться в действительности через проверенные и признанные истины. Мы знаем дату рождения, не потому что её пережили, а потому что нам о ней сказали. Мы уверены в законах физики, потому что их проверили до нас. И нет нужды всё это перепроверять.
«Интеллектуального понимания не достаточно, ибо в этом случае человек знает только слова, но не суть вещи изнутри».
К.Г. Юнг «Эон»
Размышляя о природе вещи, философ Мартин Хайдеггер обратился к образу чаши. Он показывает, что суть чаши обусловлена не материалам, из которого она сделана, и не формой и не содержимым, а в способностью вмещать и дарить содержимое. Это не просто некий функциональный предмет, вмещающий жидкость. Чаша связывает землю и небо - через «плода виноградной лозы, в котором взаимно вверились друг другу соки земли и солнце небес», - богов (жертвенное вино или возлияние) и смертных (тех, кто пьёт и приносит дары). Таким образом, обыденный предмет предстает не как объект среди других объектов, а как «собирание» целого мира — земли, неба, божественного и человеческого.
«Слова Гельдерлина: «...поэтически жительствует человек на этой земле» почти никому не слышны, они никем не мыслятся... Да и как иначе? Перед лицом сегодняшней действительности, разумеющей себя как общество индустрии рекордов, самовоспроизводящее само себя, а также свои используемые составные части, этим словам поэта легко ... обратиться просто в досужее измышление... А «многие языки», ложью своей болтовни заливающие нашу землю, — это лишь однообразие все одного и того же языка, который, множась количественно, уравнивает любые формы говорения, — информационный язык компьютера. Для человека, который не разучился только еще считать, мера одна — квант. Безусловно, Гельдерлин не предвидел нынешнее состояние мира и тем более не описывал его».
М. Хайдеггер «Поэзия. Язык. Мышление»
Когда сознание целиком заполнено лишь готовыми истинами, исчезает пространство для личного опыта, нет живого контакта с реальностью.
История Хармса — это как раз демонстрация того, как сухой факт может быть одушевлён вымыслом. Кто-то, возможно, назвал бы это странностью или симптомом. Но если смотреть шире, то в этой фантазии слышно возвращение того, что рациональная культура давно оттеснила: непосредственная встреча с миром, которая проявляется через образы и игру воображения.
«Метафорические образы — это первый забытый язык, который образует поэтическое основание души и делает возможным общение между всеми людьми и всеми вещами посредством метафор».
Дж. Хиллман «Код души»
Когда знаний было меньше, люди жили именно так — они строили догадки, доверялись ощущениям и образам, а не таблицам и учебникам. Сегодня подобное быстро объявляют наивностью или безграмотностью. Зачатую вместо того, чтоб дать волю воображению, мы обращаемся к поисковым системам и незамедлительно получаем ответ. Быстро, точно - безусловно. Но не теряем ли мы что-то? Живая «поэтика факта» остаётся доступной каждому. Нужно лишь позволить себе немного вымысла.
Цикл встреч «Мифопоэтика повседневности» будет посвящён исследованию того, как символическое и воображаемое пронизывают самые привычные стороны нашей жизни. Мы попробуем взглянуть на обыденные вещи не только как на функциональные предметы, но и как на носителей символики, архетипических образов и той «поэтической основы» опыта, которая делает наш повседневный мир живым и многослойным. Цель встреч — не отвлечённое толкование, а возвращение способности распознавать в повседневности скрытые образы и тем самым заново открывать глубину собственной жизни.
«Душа и Тело неразделимы, ибо Тело — частица Души и его пять чувств суть очи Души...
Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, каково оно есть, — бесконечным». ~ У. Блейк «Бракосочетание Рая и Ада».
Содержание курса
Каждая встреча — это отдельный ракурс на символику повседневности:
  • Интуиция
    Орган восприятия невидимого. Интуиция связывает нас с образами, предчувствиями. В мифах это голос богов или «внутренний советчик», указывающий путь. Через интуицию мы открываем символическую ткань мира, которая не схватывается органами чувств напрямую.
  • Поэтика зрения
    Глаза - самый информативный орган чувств, через зрение мы получаем наибольший процент информации об окружающем мире. «Видение» как метафора прикосновения к истине. Мифы о прозрении, ослеплении, откровении.
  • Поэтика слуха
    Сила слова и музыки. Слух как связь с ритмом, заклинанием, голосом божественного.
  • Поэтика обоняния
    Запах как проводник в область памяти. Древние ритуалы благовоний и жертвоприношений. Символика дыхания и воздуха как жизни и духа.
  • Поэтика осязания
    Телесность как граница и точка встречи. Прикосновение как символ близости, доверия и посвящения. Ритуальные касания, жесты и телесные метафоры.
  • Поэтика вкуса
    Трапеза и жертвование, символика еды. Как пища становится медиумом сакрального: от античных возлияний до христианской евхаристии.
Информация
Расписание встреч
xx.xx.25 | 19:00 - 22:30
xx.xx.25 | 19:00 - 22:30
xx.xx.25 | 19:00 - 22:30
xx.xx.25 | 19:00 - 22:30
xx.xx.25 | 19:00 - 22:30
Место проведения
Zoom
Стоимость встречи
3000 руб
Встречи группы будут проходить в онлайн формате на платформе Zoom.
Встречи проходят по понедельникам. Всего запланировано 6 встреч.

Группа закрывается после второй встречи. Пропуски оплачиваются. Запись встреч не ведется. Количество мест ограничено.

В рамках встреч проживание сказок и практики активного воображения не предполагаются.
Автор проекта
  • Натэла Беридзе
    Аналитический психолог, юнгианский сказкотерапевт
    "Творческое восприятие живёт по ту сторону рациональности. Речь не о том, чтобы подменить правду выдумкой, а о том, чтобы дополнить её, сделать взгляд на мир богаче и объёмнее. Воображение в этом смысле похоже на еду: телу нужна пища материальная, а душе — пища образов. Если её не хватает, мы начинаем «голодать» и теряем вкус к жизни".
Литература к курсу
1.  Башляр, Гастон — «Поэтика пространства».
2.  Борхес, Хорхе Луис — «Книга воображаемых существ».
3.  Ван Геннеп, Арнольд — «Обряды перехода».
4.  Хармс, Даниил — «Случаи».
5.  Элиаде, Мирча — «Священное и мирское»; «Миф о вечном возвращении».
6.  Кэмпбелл, Джозеф — «Мифы, в которых мы живём».
7.  Мерло-Понти, Морис — «Видимое и невидимое».
8.  Нойман, Эрих — «Происхождение и развитие сознания».
9.  Рикёр, Поль — «Живая метафора».
10.  Сартр, Жан-Поль — «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения».
11.  Хайдеггер, Мартин — «Поэзия, язык, мышление»; «Вещь».
12.  Хиллман, Джеймс — «Исцеляющий вымысел»; «Код души».
13.  Юнг, Карл Густав — «Архетипы и коллективное бессознательное»; «Символы трансформации».

*для самостоятельного ознакомления по желанию

Регистрация для участия
в цикле встреч
"Мифопоэтика повседневности"

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия политики конфиденциальности клуба.