Этот сайт использует файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также делиться им в социальных сетях, подробнее.
OK

Проживание

Browny the Beaver - dam developer
Что такое "проживание" у нас в клубе и зачем оно?

Отвечая на этот вопрос, хочется спросить: "Что вообще значит жить? Жить полной жизнью?" Для меня это значит позволить себе воспринимать мир во всей его полноте и всеми доступными мне способами не прячась, не отказываясь ни от даже малой толики того, что существует, ни от способов это воспринимать. Прикасаться к нему всей душой.

Тут можно обратиться к юнговским функциям, т.е. способностям психики воспринимать и усваивать в сознании – мышлению и чувству, ощущению и интуиции – и в их контексте подумать, например, о знакомстве ребенка с огнем.

Ребенку можно рассказать, что существует огонь, о пользе и вреде, которые он в себе таит. И это будет главным образом мысленное восприятие. Оно позволит ребенку действовать благоразумно в обращении с огнем. Правда, скорее всего, при условии, что он готов опираться на свое мышление и сильно доверяет ему. Но достаточно ли этого, чтобы узнать, что же такое огонь? Полна ли картина огня, которая таким образом возникла в сознании ребенка?

Для меня огонь это гораздо большее. Это и его цвета и запахи, и реальное физическое ощущение того, что значит "горячо", это и радость света и страх уничтожения, удовольствие от тепла и все эти едва уловимые, неизвестно откуда возникающие предчувствия, когда я вижу или представляю себе огонь.

На самом деле сложно разделить работу этих функций. В реальности все они подключаются одновременно, но в разной степени в зависимости от особенностей человека, его истории, ситуации. Иногда психика не справляясь блокирует тот или иной канал восприятия и интеграции. Точно также иногда мы отказываемся видеть, например, недостатки в противовес достоинствам и наоборот.

Мне кажется, что именно целостное, всестороннее восприятие является действительной потребностью и залогом благополучия и развития души. Разных ее частей, которые неизбежно вступают в противоречие друг с другом. И нужно учиться их примирять, трансформируя это внутреннее напряжение противоречия, обращая его себе на пользу, чтобы иметь возможность двигаться дальше.

Как бы ни парадоксально это звучало, но важно уметь ненавидеть в той же мере, что и любить, печалиться в той же мере, что и радоваться. Но это не равносильно тому, чтобы, например, в произвольной форме направить ненависть во вне или на себя.

Это действительно непростая задача. И это работа, которую в конечном счете за человека не может сделать никто другой. Ни родители, ни партнеры, ни психолог или тренер. Но можно найти понимание и поддержку, которые придадут сил, помогут увидеть и полностью осознать противоположности в себе. Перестать бороться с чем-то вовне снова и снова не достигая разрешения ситуации и начать диалог внутри. И тогда появляется шанс выйти из замкнутого круга повторяющихся жизненных сценариев, отыскать свой путь в жизни и найти силы, чтобы по нему идти. То есть проживать и жить полной жизнью.

И каждый раз, когда мы не проживаем что-то в полной мере (потери близких, безответную любовь, отказываем себе в удовольствии или праве на что-то, пытаемся избежать ответственности – таких сценариев великое множество), то как бы кладем веточку или бревнышко в плотину (мне ли не знать, я ж эксперт!), которая рано или поздно перекрывает реку нашей жизненной энергии. И наступает момент, когда совсем нет сил ни на что, да ничего уже и не хочется даже.
Что мы проживаем?

Принято говорить о проживании мифа или сказки. И такой взгляд безусловно возможен и важен. Но на мой взгляд с точки зрения практической ценности для участников речь идет прежде всего о проживании или допроживании – то есть более глубоком и целостном восприятии, осознании, принятии – их личных историй. И уже через них возникает надежное знание об универсальном и символическом. А сюжет, взятый за основу для работы и безопасное пространство группы – это то, что помогает продолжить и пройти этот личный путь до конца.

И в этом смысле семинары на основе мифов и сказок могут оказаться для участников не только способом лучше узнать себя но и целительными тоже. Так как помогают найти в себе силы и бережные способы обратиться к старым ранам, встретиться с ними лицом к лицу и наконец выдержать эту встречу. Таким образом завершив свой собственный жизненный опыт, приняв его таким какой он есть во всех аспектах мы высвобождаем жизненную энергию и обретаем ресурсы жить дальше, встречаться с неизведанным, получать удовольствие, справляться с новыми вызовами.

Все это не происходит по мановению волшебной палочки. Наверняка будет больно и трудно. Но сказка и группа во всем этом очень помогают. И группе можно довериться, так как она работает вместе с опытным психологом, обеспечивающим соблюдение границ участников, психологическую безопасность каждого, следование маршруту сюжета, который лежит в основе семинара. Также как можно довериться и маршруту, то есть сказке или мифу, которые несут в себе коллективную мудрость многих поколений в качестве универсальных символов психических процессов, сознательных и бессознательных, которые творятся в каждом из нас.

История

Как-то раз я стал свидетелем и участником такой истории. Родители играли с сыном лет 6 в пошаговую игру. Бросали кости и двигались по полю согласно выпавшему количеству шагов. Так случилось, что мальчик проиграл. И, только что радостный, ребенок заплакал. Родители сразу же разбежались от него в разные стороны, а ребенок и не думал успокаиваться.

Через какое-то время не выдержав я подошел к нему и сел рядом. Не помню, вроде я даже ничего не сказал. Разве что обратился по имени. Он заплакал сильнее.

Тут подошел отец и сказал, чтобы я оставил ребенка одного. Что ему одному проще справиться с этим и в конце концов должен же он когда-то научиться справляться с поражениями сам. По логике отца присутствие другого усиливало страдания ребенка и потому было вредным. Выяснилось также, что ребенок выиграв всегда страшно "гнобил" проигравших, а когда сам оказывался на их месте, то долго плакал. По мнению отца присутствие другого в этот момент заставляет его чувствовать себя более плохим из-за проигрыша и потому лучше оставить ребенка одного.

А я в этот момент не мог думать ни о чем другом, кроме как о необходимости поддержки для ребенка в виде близкого человека, который с одной стороны своей эмпатией, способностью быть в этой ситуации рядом придал бы сил, чтобы глубже и полнее прожить эту историю и да, громче заплакать поначалу. А с другой стороны показал бы пример того, что это в принципе возможно – выдержать все эти чувства – и что еще существует иной взгляд на поражения. Что не стоит так жестоко наказывать за них ни других, ни себя.

Я верю, что в сказочных семинарах каждый может найти и то и другое. И поддержку и другой взгляд на свои истории. И сможет обрести путь через лабиринты событий своей жизни и силы, чтобы его пройти.
Эффект группы

Сказочные и мифологические сюжеты это символы. А символ это такая штука, что каждый может наполнить ее своим содержанием. То есть у каждого в жизни найдется что-то похожее на тот или иной поворот сюжета, образ или всю историю целиком. И все эти ассоциации будут разными и в то же время в корне про одно и то же. Про разные аспекты, грани, полюса чего-то одного. Про разные точки зрения в споре, разные восприятия вкуса, цвета, запаха.

Когда слушаешь группу отдалившись "от застывших идей и предвзятых мнений", не осуждая и не игнорируя чужой опыт, то можно услышать и свои собственные внутренние голоса, забытые и потерянные части своей души, которым близок отличный от привычного тебе способ восприятия. Благодаря этому собственная внутренняя картина мира проявляется в большей полноте, заполняются пустоты между противоположными точками зрения – возникает мостик над бездной, снимается напряжение, появляется большая устойчивость, уверенность в себе и других.

Еще сказочная группа позволяет общаться. Это настоящее живое, доброе, безопасное, глубокое, чувственное и неформальное соприкосновение с другими. Впервые оказавшись в такой группе я сразу почувствовал, что это то по чему очень тоскует моя душа. И мне кажется этого также сильно не хватает многим в поиске себя, поскольку, как говорил юнгианский аналитик Джеймс Хиллман, "мы способны идти с самим собой постольку, поскольку мы идем с другим".