Крупным наследством назван не кто иной, как Кот. Но младший сын мельника совсем не доволен наследством. "… А младшему дали кота. Он был неутешен, что досталась ему такая дрянь" – читаем мы в сказке. Тем не менее, это действительно крупное наследство. Главным героем повествования является именно Кот. Кот, обутый в сапоги, повысивший младшего сына мельника до маркиза, давший ему имя, положение и хорошую судьбу. Кстати, маркизы в иерархии титулов являлись старшими сыновьями герцогов. Не странно ли, с чего бы младший сын мельника стал старшим? Давайте попробуем разобраться.
В нашей сказке все начинается со смерти мельника. В сказочном фольклоре – мельник, как и кузнец, наделяются колдовскими качествами. Как правило, мельница и кузница, располагаются на окраинах поселений, мельник и кузнец ведут достаточно уединенный образ жизни, часто им приписывается общение с нечистой силой. Мельник, в силу профессии обладает властью над стихией воды и воздуха (есть водяная и ветряная мельницы), водится с русалками, водяными и прочей нечистью. Умеет с ними договариваться. Для него общение с нечистой силой, которая часто принимала облик животного, было вполне обычным делом, необходимым для ремесла. Мельник чаще воспринимается богатым человеком, но в нашей сказке это не так. Наследство состоит из самих орудий производства. Как если бы наш мельник утратил свою колдовскую силу. Говоря языком психологии: потерял связь с бессознательным, самостью, тенью. Или же мельник утонул в бессознательном, утратил возможность контроля над силами и был ими захвачен. И то и другое – смерть. Нарушен баланс связей рационального и иррационального, потерян диалог бессознательного с сознанием. Мы можем ощущать это как однобокость, односторонность психики, потерю сакрального, истощение ресурсов, депрессию и апатию. У старших братьев остались способы выживать, договорившись, объединив наследство: осла и мельницу, они могут перерабатывать, перемалывать зерно в муку. А младший оказался в ситуации крайней бедности, голода: "…а мне, несчастному, когда я съем своего кота и сошью из его шкуры рукавицы, придется умирать с голоду". Очень легко переложить эту ситуацию на современную нам, привычную картину жизни – ежедневная работа в офисе, и страх постоянного недостатка ресурсов.
И тут в сказке начинаются чудеса. "Только вдруг Кот, который слышал эти речи, но не подавал и виду, что их слушает, говорит своему хозяину спокойным, серьезным тоном:
– Не горюй, хозяин, а дай ты мне лучше мешок, да закажи мне пару сапог, чтобы не больно было ходить по кустам, и увидишь, что ты не так обделен, как думаешь".
И вместо того, чтобы быть съеденным Кот получил сапоги. Крутой поворот.
Когда мы рассуждали о приписываемых мельнику колдовских силах, мы не упоминали о волшебных животных – помощниках, медиаторах, способных ходить между мирами. Коту, живущему на мельнице, как и коту из избушки Бабы Яги, ведомы тайные знания, которые лежат за пределами человеческой морали. Кот может означать зло и силы тьмы, но также и божественное, абсолютное знание, к которому он гораздо ближе, чем человек. Конечно, он может рассчитывать на особое внимание и уважение, и даже на сапоги.
Мифы многих традиций связывают кошку с луной, идеями плодородия, плодовитости. С другой стороны в ряде культур она является солнечным символом и связывается с идеей царственности. Например, в египетской "Книге мертвых" бога солнца Ра называют "великим котом". Ночью рыжийа кот – Ра – сражаясь со змеем Апопом обезглавливает его под древом жизни – священным сикомором. В этом мифе кот является священным животным и одним из воплощений бога солнца. Лунной богиней, символом всего нежного в женщине и матери в египетской мифологии была богиня радости и веселья Бастет. Ее изображали с головой кошки и с систром в руке. Этот музыкальный инструмент внешне похож на анх, символ неиссякаемой жизненной силы и на нем часто изображалась кошка-божество. Анх объединяет форму округлой матки и прямой ручки, мужского принципа. Благодаря этому символу, сильно связанному с чувствами и танцем, мы видим божественную кошку, как объединяющую основные противоположности мужское и женское, как единый архетип. Бастет также отождествляли с богиней неба Мут и богинями-львицами Тефнут и Сехмет. Ее и саму время от времени изображали с головой львицы, что связывало ее с солнцем и царственностью. Позднее Бастет соотносили с Исидой, что связывает образ кошки с принципом духовной царственности. В древнегреческом пантеоне Бастет похожа на богиню охоты Артемиду, которая была дочерью Зевса и известна своей решительностью и агрессивным характером. Хтоническая и необузданная, Артемида близка образу Великой матери богов – Кибеле в Малой Азии. В римской мифологии Артемида известна как Диана, тесно связанная с лунным циклом и мистикой луны. Она покровительница растений, родовспомогательница. Кот считается спутником Дианы, она держит его у своих ног. Диана и сама становится кошкой убегая от Тифона – существа со ста драконьими головами и человеческим телом, покрытым перьями. Вместо ног у него змеиные кольца. Иногда упоминается, что его головы похожи на человеческие, но он может издавать звуки, присущие животным. Здесь мы вновь видим кота и змея как пару антагонистов.
В китайской традиции кота связывают с принципом инь, то есть относят к женскому началу, тьме, луне. Он связан с темными силами и может превращаться, трансформироваться. Коту также приписывают способность изгонять злых духов.
Согласно скандинавским мифам повозка Фрейи – богини красоты, любви и плодородия – запряжена кошками. Для кельтов кот олицетворял хтоническую силу, служил погребальным символом, носителем злых сил. Его часто приносили в жертву. Кечуа верят в злого духа – кошачьего дьявола. У него получают силу колдуны. Также многим культурам свойственно представление о коте, как о помощнике или аватаре черта, нечистой силе, оборотне. Верят, что ведьмы могут превращаться в кошек.
В средние века старинные роды швабов, швейцарцев и бургундцев помещали кошек на своих гербах как символ свободы. Ганс Бидерман в своей "Энциклопедии символов" пишет: "У кошек есть понимание свободы, так как кошка не желает быть ни пойманной, ни заключенной. Кошка неунывающа и хитра..."