Этот сайт использует файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также делиться им в социальных сетях, подробнее.
OK

Слова о ведьме

Ольга Герасимова - автор, ведущая, аналитический психолог
"Противопоставить человеку его тень – значит показать ему светлую сторону. Испытав это однажды, обнаружив себя между противоположностями, человек неизбежно ощущает и собственную самость. Тот, кто воспринимает одновременно свою тень и свой свет, видит себя с двух сторон, а тем самым занимает середину. В этом тайна Востока: созерцание противоположностей учит восточного человека видеть характеристики майи. Она наделяет действительность характером иллюзии. За противоположностями и в противоположностях явлена сама действительность, видимая и охватываемая целым. Самосознание позволяет нам сказать: "Я еcмь тот, кто говорит добро и зло". Или еще лучше: "Я еcмь тот, через коего говорится доброе ли, злое ли".
~ Карл Густав Юнг
Эти непростые темы, о которых говорит Юнг, можно исследовать с помощью финской народной сказки "О ведьме, сестре и ее девяти братьях". Она открывает пространство, чтобы изучать теневое содержание, соприкасаться с чувством зависти, с вытесненными инстинктами и искать дорогу к потерянным частям себя. С ней можно поразмышлять о том, как зло может оказаться добром, а доброе злым. Следуя за героиней, мы видим, как сложно и как болезненно преодолевать старые установки, накопленные предыдущими поколениями. Но какой бы тяжелой ни была эта встреча, душа всегда стремиться к тому, чтобы быть проявленной. Сделать это можно лишь заглянув в ее самые потаенные уголки и отыскав то, что скрыто в них.

В течение жизни мы неизбежно отказываемся от каких-то своих частей в силу разных обстоятельств, и они оказываются глубоко спрятаны. Мы обкрадываем сами себя, постепенно лишаясь голоса и разума, то есть отрываемся от своей истинной сути. Пока мы ведем активную социальную жизнь, в глубинах души копится мощная, разрушительная и токсичная энергия нереализованных желаний, нераскрытого потенциала, вытесненных переживаний. Олицетворением этих запертых в психике сил является ведьма, которая давно ждала своего часа, чтобы выйти на сцену. Она стара. Вероятно, эти силы копились ни одно поколение, но именно героине сказки предстоит, наконец, принять их в свою жизнь.
"Вода под давлением не сжимается – она находит и ломает самое слабое место в емкости. Всякое насилие над нашей природой, спрятанное в подполье, в конечном итоге появится как симптом, соматический или интрапсихический, как расстройство в поведении или во взаимоотношениях с другими людьми. То, что отвергается сознательно, лишь скроется на какое-то время, но затем снова прорвется в наш мир".
~ Джеймс Холлис
Читая эту сказку, невозможно не обратить внимания на фразу, возникающую ближе к развязке: "Ведьме не хотелось показаться злой перед братьям и она согласилась полечить глаза девочки". Почему ведьма оказывается готова отказаться от своего ведьминского? Что приобрела она, лишив настоящую сестру разума и голоса, и от чего не хочет теперь отказываться? Как связывается в этом образе ненасытная жажда любви и зависть, уничтожающая добро?

В этой сказке также разворачивается чудесная метафора: мать печет дочери круглый хлеб из теста, замешанного на слезах. И это хлеб указывает героине путь. Слезы, пролитые об утрате, могут помочь найти верную дорогу и восстановить связь с тем, что было потеряно. Горе оказывается питательным и мудрым.
"От того, насколько правильно мы понимаем, что значит горевать, по сути, зависит то, удастся ли нам привнести новые перспективы в свое переживание мира и самого себя, или мы разрушимся, горюя патологическим образом и больше никогда не выходя из скорбного круга. Горевание больше нельзя рассматривать как "слабость", напротив, – это психологический процесс наивысшей важности для здоровья человека. Ибо кого минуют потери? <...> Процесс горевания – это естественный трудный процесс трансформации. Он отягощен тем, что связан одновременно со своеобразным чувством полноты жизни и с ощущением конфронтации с главными переживаниями в жизни человека: с жизнью и смертью, а также с вопросами смысла, то есть того, что нас фундаментально поддерживает в жизни".
~ Верена Каст
Многие сказочные героини на определенном этапе своего пути сталкиваются с задачей пасти скот. Так и в этой сказке девушке, лишенной своего истинного лица, голоса и разума, поручают пасти стадо. Что это значит с точки зрения процесса трансформации? Наблюдение за скотом требует внимательности и бдительности. Точно так же, когда мы выполняем внутреннюю работу с гневом и другими эмоциями, мы должны быть бдительными, чтобы жар эмоций не захватил нас и не растоптал. Мы должны научиться тому, чтобы "держать" эмоции так, чтобы они не разбежались в разные стороны. Мы должны прийти к такому состоянию, когда мы чувствуем себя уверенно и стабильно, несмотря на капризы погоды и перемены в нашей жизни, не разрушаясь под натиском критики и ожиданий тех, кто нас окружает. Крупный рогатый скот воплощает дихотомию между мощным мужским агрессивным огненным аспектом быка и женским, более спокойным водным элементом коровы. Находясь среди животных и учась взаимодействовать с ними, героиня получает возможность познакомиться с инстинктами в их естественной форме и преодолеть свой страх перед ними.

Как и в случае других похожих сказок, ведьма может на первый взгляд показаться злой, а погибшая от её рук собачка – невинной жертвой, но на эту ситуацию можно посмотреть и по-другому. С одной стороны, собака, действительно, пытается защитить девочку от ведьмы, сохраняя бдительность и не позволяя злу реализовать свои планы, но с другой – она препятствует встрече с отвергаемым в повседневной жизни аспектом личности, который может стать мощным и полезным ресурсом. Когда-то, благодаря такой охране, девочка смогла приспособиться, выжить, быть хорошей и наладить социальные связи, но сейчас эти старые способы исчерпали себя. Только после смерти собаки становится возможным осознавание этой некогда бессознательной динамики. Энергии, которые когда-то были подавлены или спроецированы на других, запускают процесс личностного преобразования.
"Пойти на риск, чтобы принять в себе какое-то качество, не очень приятное, которое приходилось подавлять долгие годы, – значит в какой-то мере проявить мужество. Но если человек не принимает в себе это качество, то оно начинает проявляться исподволь. Видеть Тень и допускать ее наличие – это только часть проблемы: ну, всего лишь сказать, что со мной что-то произошло, из меня что-то "просочилось"; однако огромная этическая проблема возникает в том случае, когда человек заставляет свой разум осознанно проявлять свою Тень".
~ Мария-Луиза фон Франц
Страница семинара "О Ведьме, сестре и её девяти братьях"