Этот сайт использует файлы cookie, чтобы анализировать трафик, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также делиться им в социальных сетях, подробнее.
OK

Анализ сказки "Конек-горбунок"

Ольга Герасимова - автор, ведущая, аналитический психолог
Вступление в сказке разворачивает перед нами картину семьи в которой присутствует отец и три сына. Старший и средний братья понятные и социально адаптированные. Их проявления в сказке вполне укладываются в правильный мужской сценарий: добывать пропитание, решать проблемы, когда они возникают, идти героическим путем, насколько это возможно. Их атрибуты – это атрибуты защиты: вилы и топор. Они владеют оружием и способны сражаться. Контакт с феминным им еще только предстоит установить, и пока оно пугает их темнотой ночи, холодом, влагой, неизвестностью. Младший – единственный носитель феминного, чувствующего качества души. Он поет песни, с ним не работает давление и конкуренция, а путь включения его в героическую историю, скорее связан с соблазнением со стороны отца. Не буквальным, конечно, соблазнением, а в смысле "смотри как будет здорово".

Отец соблазняет картинами и лакомствами, как бы тоже включая в действие феминный принцип. На подвиг младший собирается, тоже вооружившись, скорее материнским, чем отцовским способом отношений с миром, берет хлеб. Он созерцателен, внимателен, он не боится материнского мира ночи, а напротив доверяет ему. Как будто контакт с феминным аспектом психики, проявляющийся в виде образа кобылицы может быть доступен только ему. Как будто у остальных братьев нет для этого места в их внутреннем мире. Перед нами предстает картина мира слегка напоминающая Ветхозаветную, где Бог отец создал мир, где "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова" и так далее. Как будто матери в этом мире не существует, ни как матери, ни как супруги, отца. Как будто женское в этом патриархальном мире еще не проявлено, не воплощено. И младший сын утаивает свою манифестировавшую феминность, заворачивая ее в образ чёрта, тем самым скрывая этот аспект от отца и братьев. Он имеет контакт с феминной частью души, но совершенно точно не готов этот аспект своей психики обнародовать, хотя и предъявляет его в виде дурацкого поведения.
"Много-много непокою
принесет оно с собою"...
И задача развития во всей этой патриархальной истории в самом вступлении проявляется как задача поиска женского начала.

Дальнейшее действие сказки разворачивается через два года. Это время необходимое для дозревания Эго, установления связи с инстинктами, которые символизируют подросшие кони младшего брата, рожденные для него кобылицей. Только младший брат умеет с ними управляться и они его слушаются, к другим они оборачиваются стороной буйной, неуправляемой инстинктивной силы, которая разрушает все на своем пути. Старшие братья столкнувшись с завистью к младшему крадут коней, чтобы продать. Пытаются использовать архаические силы инстинктов, чтобы улучшить социальную адаптацию. Что увенчается успехом, кони проданы – братья взяли деньги и смогли создать свои отдельные семьи и обзавестись хозяйством. Контак с пугающей феминностью так или иначе установлен, инстинкты поставлены на службу Эго в качестве внутренних ресурсов. Таким образом, героический путь для персонных частей психики завершен.

Остается часть психики, которая связанна с индивидуацией и поиском внутренней феминности. И один ее аспект как указание на поиск анимы и потребность в трансформации встречается дорогой в виде пера жар-птицы. "Много-много непокою принесет оно с собою", – говорит рациональная часть личности, оберегающая Эго. Но потребность личности в индивидуации сильнее и герой несмотря на предупреждение берет перо. Перо служит ему "светом во тьме, путеводной звездой в мире феминной тьмы, помогает символически адаптироваться к внутреннему эмоциональному аспекту души. И в тоже время, именно оно отправляет его в трудное путешествие, по поиску контакта самостным образом жар птицы. Поймать ее не так просто, нужно понимать, куда она прилетает и соблюсти определенный ритуал прикармливания птицы. Герой смешивает пшено и вино, что отсылает нас к образу Евхаристии. Непосредственный контакт с птицей – нечто обжигающее, нужны рукавицы, мешок. Так и для нас невозможен непосредственный контакт с архетипическим измерением, нужен ритуал и посредники, иначе, хрупкое Эго может быть затоплено коллективным содержанием и уйти в психотическое измерение. И теперь, когда птица поймана, Эго пережило опыт нуминозного, необходимо передать птицу Царю. Контакт с нуминозным переживается как нечто прекрасное, явление совершенной красоты и Эго стремится удержать этот опыт, но в тоже время понимает, что это нечто сверх.

"Так главный герой с помощью конька-горбунка выполняет роль трансцендентной функции налаживая коммуникацию между подводным миром – миром кита и миром Эго – миром Царя и Девицы"...
Образ Царя как-то связан с нашими внутренними драйвами, той силой, которая движет нас на пути индивидуации, которая толкает вперед к изменениям, даже если нам порой кажется, что это нечто совсем трудное, неподходящее, невыносимое. Следующая задача, стоящая перед героем – поиск контакта с внутренней феминностью, обретение целостности, через возможность внутреннего алхимического брака между противоположностями. Значимую роль в процессе трансформации, играет теневая фигура царского Спальника, бывшего начальника конюшен. Эта фигура как раз "желая зла творит благо", придумывая испытания для Эго-героя, которые он проходит по грани, чтобы либо погибнуть, либо перейти к новой ступени личностной интегрированности.

Чтобы обрести связь с феминностью, Царь-Девицей, необходимо достать кольцо со дна морского и познакомится с ее матерью и братом – Месяцем и Солнцем. В результате выстраивания контакта между небесным миром архетипическим образов – жилищем солнца и месяца и личным бессознательным – океан и его Царь-Кит, становится возможной репарация нанесенной травмы – рыба-кит выпускает проглоченные корабли, и на них служат молебен и поют. И после репарации травмы возможно интегрировать символ контакта с феминностью, добыть из-под воды сундучок с кольцом Царь-Девицы. Так главный герой с помощью конька-горбунка выполняет роль трансцендентной функции налаживая коммуникацию межд подводным миром – миром кита и миром Эго – миром Царя и Девицы. Царь-Девица, Пандия – богиня полуденного солнца в греческой мифологии, дочь Зевса и Селены. И тут по ассоциации возникает вслед за богиней полуденного солнца – полуденный демон, который в фольклорной традиции рисуется самым страшным из всех, так что даже упоминание его имени невозможно. Но в сказке Солнышко ей не отец, а брат, что отсылает нас к мифу о Рее-Кибелле и ее сыне-муже Аттисе.

Следующий фрагмент сказки и этап трансформации Эго-героя: собственно перерождение. Для этого герой должен нырнуть по очереди в три котла с молоком, горячей и холодной водой. Как если бы Эго должно соприкоснуться с материнским миром: растворится с молоке. А затем спустится с ад: в буддистской традиции есть представление о холодных и горячих адах, при прохождении через которые души проживает свою негативную карму.

Теперь Эго спустившись на дно, распавшись и соединившись снова готово к воплощению в новом качестве Царя. И Царь может соединится с внутренней феминностью и стать основанием нового порядка во внутреннем мире. Завершается сказка моментов венчания. Как если бы связь Эго-Самость сделалась более видимой и освященной сиянием архетипического мира.