«Если мы сложим все сказки и все истории, то увидим, что каждая из них способствует просветлению типового архетипического процесса, происходящего в коллективном бессознательном. Если вы сложите вместе двести-триста таких историй, то получите интуитивную карту структуры коллективного бессознательного и тех процессов, которые, вероятно, в нем происходят».
~ М.Л фон Франц
Архетипическое в сказках
Сказки содержат в себе ту основу, которая является своего рода скелетом нашей психики, некой универсальной ее структурой, сходной у всех людей. Во время проживания сказок мы одновременно и разные люди со своей особой историей, и одинаковые люди, которые подчиняются единой логике психического процесса. Этот процесс можно было бы сравнить с экскурсионным маршрутом. Если мы отправляемся, скажем, в поход на природу, то каждый участник похода заметит что-то свое. Для кого-то поход окажется пейзажами прекрасных изумрудных холмов, кристально-голубых озер и покрытых густой листвой равнин. Кто-то больше обратит внимание на маленьких насекомых, ползающих в траве, птиц, перелетающих с ветки на ветку, мелких зверюшек, бегающих по лесным полянам. А для кого-то этотпоход останется в душе интересными беседами у костра, песнями под гитару и вкусной пищей. Опыт, который мы получим, будем совершенно разным, но наш маршрут похода будет тем же. Ландшафт нашей души при всех наших индивидуальных отличиях обладает общими вещами. Юнг и его ученица фон Франц считали сказки своего рода анатомией психики. Благодаря им мы можем больше узнать про структуру собственной души.
К.Г.Юнг считал, что мифы представляют собой глубинные слои психики в чистом виде, отражая надличностный уровень в нас. Сказки, также являясь отражением глубинных слоев человеческой психики, в то же время ближе к человеческому, нежели мифы. Поэтому если мы движемся по линии мифы – народные сказки – авторские сказки, то самый глубинный уровень, находящийся на грани с божественным, – это мифы. Народные сказки отражают коллективный уровень, но он гораздо ближе к человеческому. Авторские сказки больше раскрывают нам особенности нашей конкретной жизни, хотя при их составлении на нас также влияет и коллективное. Соответственно разный уровень проживания тесно связан с тем материалом, с которым мы работаем. Сейчас существует множество способов работать с мифом и сказкой. Мне думается, что нет универсального способа, как нет и способа лучше или хуже. Они про разное. И каждый выбирает для себя тот вариант, который ему в данный момент ближе. По моему личному опыту работы с мифами, народными сказками и сказками авторскими (как в качестве ведущей, так и в качестве клиента), мифы проводят нас в пространство сакрального. Работа с мифами очень сложная и глубокая, она приводит нас к той черте, о которой писал Ницше, говоря, что «если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Юнг называл это встречей с нуминозным.