Проживание сказки и мифа. Народные и авторские сказки
К.Г.Юнг считал, что мифы представляют собой глубинные слои психики в чистом виде, отражая надличностный уровень в нас. Сказки, также являясь отражением глубинных слоев человеческой психики, в то же время ближе к человеческому, нежели мифы. Поэтому если мы движемся по линии мифы – народные сказки – авторские сказки, то самый глубинный уровень, находящийся на грани с божественным, – это мифы. Народные сказки отражают коллективный уровень, но он гораздо ближе к человеческому. Авторские сказки больше раскрывают нам особенности нашей конкретной жизни, хотя при их составлении на нас также влияет и коллективное. Соответственно разный уровень проживания тесно связан с тем материалом, с которым мы работаем.
Сейчас существует множество способов работать с мифом и сказкой. Мне думается, что нет универсального способа, как нет и способа лучше или хуже. Они про разное. И каждый выбирает для себя тот вариант, который ему в данный момент ближе. По моему личному опыту работы с мифами, народными сказками и сказками авторскими (как в качестве ведущей, так и в качестве клиента), мифы проводят нас в пространство сакрального. Работа с мифами очень сложная и глубокая, она приводит нас к той черте, о которой писал Ницше, говоря, что «когда ты заглядываешь в бездну, сама бездна заглядывает в тебя». Юнг называл это встречей с нуминозным. Проживание мифа запускает мощные внутренние процессы и погружает нас в переживания, которые часто находятся на грани слов и молчания. Очень трудно переживать близость нуминозного, облекая это в слова. Поэтому часто в проживании мифов могут использоваться медитации и другие практики, позволяющие более глубоко войти в контакт с сакральным, пережить некий почти мистический опыт. И, конечно, важно понимать, что такая глубинная работа требует особо бережного отношения к себе после процесса, так как очень много разных чувств поднимается во время проживания. Это, так сказать, погружение с аквалангом на глубину для тех, кто хочет ближе соприкоснуться с тайнами океана и готов к тому, что это погружение зачастую сопряжено с очень нелегкими переживаниями.
Народные сказки, воплощая более человеческий уровень, позволяют нам соединить личное с коллективным, погружая нас в собственно человеческое, в душу человека как такового. Они, по моим ощущениям, позволяют создать тот самый «коллективный маршрут», который служит своего рода контейнером, границами нашему личному материалу, который мы хотим прожить и упорядочить в нашей психике. Это более близкий нам уровень, но это не значит, что он проживается нами менее глубоко. Сказочный материал поднимает много личных ассоциаций, которые также запускают разные внутренние процессы. При этом поскольку это материал коллективный, наше путешествие подчиняется некой внутренней логике, то есть «карте», хотя опять же маршрут может быть абсолютно разным. Одна и та же сказка в разных группах сложится в совершенно разный рисунок, как и у двух разных людей. Как мир символического сказка обладает огромным количеством граней и значений. И каждый раз мы видим разное. Она похожа на узоры на воде, которые каждый раз складываются в разные картины, но при этом материал, из которого они собираются, остается тем же. Сказка – это своего рода живая ткань нашей души, она постоянно сплетается в разные узоры.
Авторские сказки, которые, к примеру, мы сочиняем как клиенты или сочиняем для клиентов, по сути своей также подчиняются некой универсальной логике, поскольку все мы состоим из одних и тех же частиц, как на уровне тела, так и на уровне души. Однако, по моему опыту здесь мы скорее пытаемся личный материал вывести на символический уровень и потом раскрыть его и проследить его движение. В народных сказках мы движемся наоборот, мы свое личное привносим в сказку, и в этом смешении рождается нечто третье. Поэтому, на мой взгляд, авторские сказки больше отражают нашу собственную историю и больше работают на проявление личного бессознательного в нас, тогда как народные сказки в большей степени ориентированы на связывание личного и коллективного бессознательного.