От сына мельника до маркиза

 

<< Читать сначала

Как же превращается младший сын мельника, подопечный кота в сапогах в маркиза Карабаса?

Для начала, поисследуем, что это за имя? Есть версия, что оно произошло от греческого слова, которое означает скарабея, жука катящего навозный шар. Он символизирует вечную силу, приводящую в движение солнце, вечное возрождение царской власти и само царь-солнце. Получается, с одной стороны Скарабей – это символ царской власти. С другой стороны – это навозный жук. У древнеримского богослова Филона Александрийского есть персонаж по прозванию Карабас. Это тихий помешанный, которого местные праздные юнцы используют для своих забав. Карабас – могло уничижительным прозвищем для самозваных королей и прочих самозванцев. Тогда наречение маркизом Карабасом, превращает сына мельника в человека – идиота, дурачка, возомнившего о себе не бог весть что. Он превращается в столь любимого героя-дурачка. Имя маркиза Карабаса соответствует всем нарицательным качествам русского Иванушки-дурачка. Простак, недотепа, шут, юродивый, простодушный дурак, чаще всего именно он в начале сказки несчастен и обездолен, но успешно проходит все испытания, и к концу сказки вознаграждается. Его наивность, цельность, его естественные чувства, противопоставлены рациональной общественной системе ценностей. При этом он знает больше, чем окружающие его "нормальные" люди, о чем-то очень важном. Есть еще значение для фамилии Карабас, у греков можно встретить такой перевод Карабаш: "баши" означает начальник, глава, от basch – голова. Таким образом Qara-başi может быть переведено как черный, темный повелитель. Весьма демоническое звучание. Также как Кот очеловечивается, надев сапоги, маркиз Карабас "окошачивается", если так можно выразиться, интегрирует в себе некоторые признаки кошачьей природы.

Маркиз Карабас и Кот составляют неразлучную пару, проявляющую все признаки трикстерного поведения, в каждом из них остается что-то от двойственной природы, которую они должны преодолеть. Отсюда двусмысленность и противоречивость поступков, действий и характеров. "В своем наиболее ярком проявлении он – подлинное отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, которое соответствует душе, едва оставившей животный уровень" – говорит о трикстере Юнг. Этот юнговский взгляд дополняет понимание того, почему в сказках, мифах Трикстер представлен образом животного, такого как кот, лиса, ворон, заяц и так далее – говорящего и поступающего, одевающегося, так, словно он человек. В своих работах Юнг пишет, что Трикстер "представляет собой одну из "психологем", одну из чрезвычайно древних архетипических структур психики, являющихся для сознания базовой, сохраняющей равновесие". Трикстер или Плут – это то, что должно быть пережито, преодолено сознанием, и в то же время не потеряно.

Плутовством занимается не только Кот, обманом добывающий наряд короля для своего хозяина, угрозами и шантажом заставляющий жнецов, косарей и всех прочих врать о достатках и достоинствах маркиза. Сам маркиз Карабас ему вторит:

"– У вас хорошее состояние, – учтиво заметил король маркизу Карабасу.

 – Да, государь, – ответил маркиз, – этот луг дает мне весьма порядочный доход".

Для меня здесь также кроется уникальность образа маркиза Карабаса, с одной стороны он поступает как полный дурень – выполняет всё, что ему говорят, с другой стороны врёт, хотя именно для героя-дурака это не свойственно, напротив чаще всего именно им можно говорить любую правду кому угодно. Это подтверждает трикстерность, присущую поведению Маркиза и Кота и их взаимосвязь, позволяющую усваивать и ассимилировать ранее им несвойственные, теневые качества. Как и многие другие мифы, миф о трикстере  предназначался для того, чтобы терапевтически на нас воздействовать. "Он держит ранний низкий интеллектуальный и моральный уровень перед глазами высокоразвитого индивида, чтобы тот не забыл, как все было еще вчера. Нам нравится считать, что то, чего мы не понимаем, к нам не относится. Однако это не всегда так. Человек редко понимает лишь при помощи головы, тем более – человек первобытный. По причине своего священного характера миф непосредственно воздействует на бессознательное, вне зависимости от того, понимается он или нет" – пишет о природе Трикстера Юнг. И конечно, Трикстер это коллективный теневой образ, воплощение всех низших черт индивидуальных характеров. Дурак, лентяй, плут, мошенник, пройдоха и врун – примеры как индивидуальной, так и коллективной тени.

Мария фон Франц интерпретировала образ дурака, как персонификацию подчиненной функции сознания. Именно эта функция воплощает в себе новую установку сознания, вместо устаревшей (умерший мельник). Именно она способна взаимодействовать с женским, с бессознательным. Как и наш герой, принявший новое имя, и сначала погрузившийся в воды реки, облачившийся в новые одежды, а затем берущий в жены принцессу. Это можно описать как иерогамию – "химическую свадьбу" – архетипическую форму союза противоположностей. И я все так же склоняюсь к мысли, что именно кошачий инстинкт может проникнуть куда угодно, что для него не существует барьеров, как для человеческого. Он добирается туда, куда мы не знаем дорогу. Удивительно как он может привлечь воду бессознательного, как союзника, пока проделывает все эти остроумные трюки. Влюбляет Принцессу в Маркиза, играет с придворными и Королем, с понятиями и установками, именами и границами, сословиями и чувствами. Буквально, как кот с мышкой.

Наш Кот бежит впереди кареты, везущей Короля, Маркиза и Принцессу по бескрайним владениям страшного Людоеда. И когда Кот "прибежал в прекрасный замок, принадлежавший Людоеду, который обладал неслыханными богатствами, ибо все земли, по которым проехал король, составляли угодья этого замка" – выясняется, что он заранее разузнал всё об этом страшном Людоеде, навел справки обо всех его чарах. В разных вариантах этой сказки на месте Людоеда встречается Великан или Колдун.

Великаны выделяются своими огромными размерами и тем, что тесно связаны с явлениями природы. В ряде космогоний о них говорят как о предшественниках людей. Часто они изображаются как более древняя, чем люди, раса волшебных существ и только отчасти человеческая. Великаны воплощают эмоциональные аспекты грубой физической силы, еще не достигшие области человеческого сознания. Они обладают чудовищной силой и одновременно славятся своей тупостью. Мы изумляемся, как легко их обмануть, они постоянно становятся жертвами собственных аффектов и поэтому беспомощны, несмотря на всю свою силу. Великанами можно назвать мощные эмоциональные импульсы, присущие архетипической природе бессознательного: необузданные влечения, иррациональные элементы, инстинктивные слои психики. При потере связи Эго с бессознательным они переполняют психику и создают препятствия для адекватного функционирования Эго и психе в целом. Иногда мы оказываемся во власти сметающих все ограничения импульсов, оказываемся вне себя от ярости, озверевшие, и плохо соображаем. Мы обнаруживаем свою невероятную силу, а немного погодя – полное ее отсутствие и упадок духа. Правда встречаются и истории, когда с помощью великанов воздвигали за одну ночь целые города и храмы. Значит даже такие необузданные и полуосознанные эмоции можно направлять в положительное русло.

"Бессознательное, будучи частью природы, ничем не сдерживаемое, так же беспокойно и мощно, как стихия. Еще не ставшие человеческими порывы бессознательного нередко, поэтому предстают в образе великанов, символизирующих собой инстинктивную силу, устремленную к прорыву вверх. Несмотря на свою мощь, великаны, как правило, легко попадаются на удочку, а это означает, что необходимы благоразумие и житейская мудрость для того, чтобы придать энергии бессознательного нужное направление" –  Мария-Луиза фон Франц.

Конечно, нужно упомянуть и близость образа великанов к архаической форме родителей, к символу родительской власти, особенно отцовской. Символ великана-людоеда ведет нас к пожиравшему своих детей Сатурну. Таким образом великан-людоед оказывается персонификацией негативного полюса Великого Отца, олицетворением Отца Ужасного. Французский исследователь мифологии Анри Донтевиль так выводит слово "ogre" из определения латинского поэта Энния: "Плутон по-латыни зовется отец Дит, другие же называют его Орком". Этот монстр – проекция экзистенциальных страхов, безликих и безымянных, но и природных: злых духов, урагана, небесного огня, цунами, опасности, несчастья, голода и в первую очередь смерти.

Но наш Кот в сапогах смог проникнуть и в замок Людоеда и обвести его вокруг пальца, используя тщеславие, и наконец, съесть, проглотить, полностью уничтожить. Кот практически впитал этот образ. Встреча с Людоедом заслуженно может быть названа генеральным сражением. Так же как и в Египетской мифологии, зло и полное уничтожение людей побеждено котом, по праву заслужившем аристократическое ленивое бытие в замке.

Наверное, многие могут позавидовать маркизу Карабасу, фактически он во всем слушался Кота. Палец о палец не ударил, стал плутом, вруном, самозванцем, и получил богатства и Принцессу. Никакого тяжелого труда (молоть муку), не совершал.

Мария-Луиза фон Франц пишет о подобных сказках таким образом: "К интерпретации таких историй нужно подходить так же, как и к снам: для начала нужно выяснить, какую ситуацию в сознании человека компенсирует данный миф. Очевидно, что истории подобного рода компенсируют осознанную установку общества, в котором доминируют патриархальные нормы и обязанности. Такое общество управляется с помощью жестких, консервативных принципов, благодаря чему оно утрачивает способность к непосредственной и иррациональной адаптации в новой ситуации. И не случайно сказки о герое-дурачке статистически чаще встречаются в "белом" обществе. Это происходит потому, что белые люди, обладая слишком развитым сознанием, потеряли былую гибкость и разучились принимать жизнь такой, как она есть. Поэтому такие сказки имеют для них особое значение. Кроме того, у нас довольно много сказок, в которых главный герой отличается откровенной ленью: он сидит на печи, почесывается, а все само падает к нему с неба. Истории такого типа также служат для компенсации соответствующей коллективной установки, в которой слишком большое значение придается деятельности как таковой. Поэтому сказки о ленивом герое рассказываются с таким удовольствием, ведь они обладают целительным эффектом".

И в конце путешествия по сказке, я хочу снова вернуться к архетипическому образу кошки, который есть в каждом из нас. В женщинах и в мужчинах, в качестве их анимы, например. Поэтому и мужчинам не избежать склонности их анимы-кошки плести интриги время от времени, а также цепляться за амбиции, власть и деньги. Поскольку анима у мужчин особенно удалена, именно распознание всего этого, практически непременное условие для осознания своей анимы.

И конечно это очень важно для женщин. Осознавать свой архетипический образ кошки, такой зловещий, если позволить ему оставаться неосознанным, при этом способный быть проводником к эросу и самости.

 

Для кого наши семинары и программы?

Мы приглашаем на свои мероприятия всех взрослых. Женщин и мужчин. Чтобы участвовать не нужно заранее знать или читать что-то особенное. Важны чуткость и ваше желание прислушиваться к себе.

Наши сказочные путешествия как для тех, кому нужны помощь и поддержка, так и для тех, кто хочет лучше понять себя, свои сновидения, прикоснуться к пространству образов и символического, для творчества и развития, личного и профессионального.

Будем рады встрече с вами!