О символе змеи

Из размышлений к семинару по сказке "Змея".

Змея очень многозначный символ. Представленный практически во всех мифологиях мира, этот символ раскрывается иногда в противоположных значениях, есть мифы где змея соотносится с солнечным началом, а есть где с лунным. К древнейшим пластам культуры относится отождествление змеи с местами её обитания и с обладанием и сохранением в себе всех качеств и свойств этих мест. Например, змею часто отождествляют с земными и небесными водами, это и реки и озера, не только наземные но и подземные, а так же дождь, естественно, что змея становится символическим носителем плодородия, олицетворением источника всякой жизни. Змей древних контролирует первичные воды, окружая их собой. Часто змея выступает образом и символом главенствующего божества, носителем и проявлением его воли и его силы. Змея предстает то в женской, то в мужской ипостаси, а иногда проявляет андрогинность и способность к самовоспроизводству. Нам более знаком образ змеи, связанный с Великой Матерью и другими женскими богинями, в основном богинями земли. Мы знаем такие изображения, где змеи находятся в руках богинь, или их обвивают (Артемида, Геката, Персефона). Мирча Элиаде замечает: "Гресман рассматривает Еву в качестве архаической финикийской богини подземного царства, персонифицированной в змее". Кроме того, Элиаде относит это и к мифическим образам со змеями вместо волос (Медуза Горгона, Эринии). Он продолжает эту мысль, отмечая, что "в Центральной Европе существует поверье, согласно которому волосы, выходя из головы женщины, под влиянием луны превращаются в змей". Хорошо известна так же символика змеи как фаллического образа, что соединяет символ змеи с земным и небесным огнём (молния, очаг), а также с такими образами мужского оплодотворяющего начала, как бык и баран. Например, встречаются изображения змеи с бараньей головой. Такая причастность одновременно к земному и небесному, соединение противоположностей, делает змею космическим существом. Змея присутствует в образе богов древних космогоний. В космогонических мифах змея выступает персонификацией сил соединяющих и разъединяющих землю и небо (Шеш, Ёрмунганд, Мехенд). Змея как хтоническое существо часто символизирует те или иные элементы мироздания. Часто мифология объединяет змею и дракона, передавая им способность управления погодой, ветрами, водами, стихиями земли и огня. Встречается культ священного питона. Нередко змей почитается как культурный герой или предок, научивший человека кузнечному ремеслу и выращиванию злаков. Природа змея отражена уже в названии, в некоторых языковых традициях, в славянских языках или например в эфиопском arwe medr – "зверь земли", египетском Сата – "сын земли" или "жизнь земли".

В сказках змея часто связана с подземным, или потусторонним миром, она может выступать как носитель благословления душ предков или как символ доступа к силам, или к всеведенью, или к магии мёртвых, в том числе и целительной. Змею часто связывают с функцией хранителя сокровищ, подателя ресурсов или защитника богатства и дохода. Змея выступает и как враг, и как друг, и как смертельная опасность, и как исцеление и возрождение. Часто со змеей связывают вообще саму греховную сторону природы, зло, "чёрное солнце". И тогда в мифе и сказке обязательно появляется ее противник, которому поручается позитивная роль и который вступает в борьбу и побеждает зло. Здесь хочется сказать, что борьба, это так же и форма соединения, а часто и место возникновения любви. А любовь является основой для синтеза противоположных сил, огня и воды, или земных и небесных и тогда мы видим это в образах андрогинных, таких как "Пернатый змей" или Кецалькоатль.

У разных народов есть свои "любимые" значения символа змеи. Например, у народов Африки этот образ связан с водой и плодородием. Воду и дождь в культурах Юго-Восточной Африки символизируют наскальные изображения гигантских змей, часто – рогатых (Х. Кольмер). По поверьям некоторых африканских племён от священных змей, обитающих в реках, зависит уровень воды в них. Общеафриканским является также мотив о Змее-Радуге, который окружает землю; поглощает воды, утоляя жажду в море; является стражем сокровищ; выступает духом грома, ассоциируясь с молнией. В наскальных рисунках Восточной Африки в виде вертикально извивающейся змеи изображается земля, видимо, как представление усеянного холмами или скалами рельефа (Х. Кольмер). Змея может также выступать в качестве: эмблемы царской власти, колесницы бессмертия, воплощения мертвых. А еще то, что мне особенно интересно, в африканских мифах и сказках словно бы существует связь между образами змей и близнецов. В интернете упоминают, что на языке нгбанди (Центральная Африка) ngo — змея, близнец; у дан (Западная Африка) близнецы связывались с чёрной змеёй; у бамилеке (Камерун) при рождении близнецов приносят жертву жабе и змее.

Это только крохотная часть того, что можно сказать о символе змеи.

Для кого наши семинары и программы?

Мы приглашаем на свои мероприятия всех взрослых. Женщин и мужчин. Чтобы участвовать не нужно заранее знать или читать что-то особенное. Важны чуткость и ваше желание прислушиваться к себе.

Наши сказочные путешествия как для тех, кому нужны помощь и поддержка, так и для тех, кто хочет лучше понять себя, свои сновидения, прикоснуться к пространству образов и символического, для творчества и развития, в том числе и профессионального.

Будем рады встрече с вами!