Из размышлений к семинару по сказке "Змея".

Первое, о чем вспоминают – Нарцисс, любующийся своим отражением, не в силах от него оторваться. Нарциссическая стадия развития человека – это период до 3 месяцев, включая перинатальный период. Куда мы смотримся в возрасте 3 месяцев? В лучшем случае в любящие глаза матери. Они могут быть внимательными или равнодушными, тревожными и спокойными, они передают все переживания, все нюансы состояния. Они излучают тепло и свет или становятся черными дырами нашего космоса. Это первое зеркало мира и первое зеркало нас. В этом возрасте нет различия между миром и мной. И, что отразится в глазах людей вокруг и в моих, становится не просто важным, а часто определяющим. Недаром мы говорим о глазах, как зеркале души. С другой стороны, говоря о символе зеркала, мы часто подразумеваем пассивное отражение, непредвзятое, отражающее то, что есть, без искажений, точно. Отсюда следуют такие значения символа зеркала как, правда, чистота, искренность. В зеркале можно увидеть себя, с помощью системы зеркал, можно рассмотреть себя со всех сторон, даже со спины. Наше сознание принято сравнивать с зеркалом (отсюда термины "рефлексия", "отражение", "проекция"). 

В мифах и сказках зеркало может служить порталом в иной мир. Кто отражается в зеркале, я или мой двойник? С одной стороны, мы одинаковы, с другой абсолютно разные. То, что у меня слева, у моего двойника в зеркале – справа. Если бы отражение было идентично, Персей не смог бы убить Медузу. Магия и зеркало так близко по восприятию друг к другу, как если бы одно не представлялось без другого. Мы до сих пор храним ритуалы гаданий и заглядываний за край нашего мира с использованием зеркала. Мы расстраиваемся, разбивая его, словно бы действительно семь лет несчастий нам обеспечены. Такие феномены как предвидение, ясновидение тесно связаны с зеркалом.

В Древней Мексике зеркало изготовлялось путем полирования вулканического стекла – обсидиана; имя ацтекского бога Тецкатлипока в переводе означает “дымящее зеркало”. 

В японских синтоистских преданиях оно – атрибут богини солнца Аматэрасу. Священное зеркало относится к табуированному императорскому сокровищу (вместе с жемчужинами и мечом), носит название Ятанокагами и хранится в святилище Исы, защищенное от обычных смертных. Оно должно быть из бронзы, иметь диаметр 25 сантиметров и форму восьми лепесткового цветка лотоса. В качестве тронного знака отличия оно кладется в руку каждому новому императору. Следуя неизменной традиции, на нем ставится надпись, подобная откровению иудейского Бога "Я есмь сущий".

Зеркало изображается в руке совращающих людей сирен, является также атрибутом персонифицированной Люксурии (похоть, тщеславие), но также, зеркало – символ Марии, так как Господь отразился и скопировался через свое подобие Иисуса в Деве Марии, не повредив и не изменив самого зеркала. 

В средневековой эмблематике зеркало – атрибут благоразумия и истины, а также гордыни, суеты и распутства. В "бытовой символике" зеркало часто олицетворяет супружеское счастье.

Все созидание рассматривается как отражение божественной сущности; для Якоба Бёме (1575 – 1624) оно представляется глазом, который одновременно является зеркалом и видит самого себя.

Символ "удвоения" действительности, граница между... 

Символ воображения и сознания, поскольку отображает многообразие мира. Как уже упоминалось выше символ души как хранилища впечатлений и образов...

"Ассоциативная связь понятий самость и двойник сомнений не вызывает. Хайнц Кохут говорит о том, что у человека самость образует два полюса, и вводит специальный термин – "биполярная самость". Первый полюс самости – это полюс базальных стремлений обладать силой и знаниями (полюс сил и притязаний). Находясь на этом полюсе, человек хочет развить свои силы, знания, т. е. это полюс внутреннего роста; второй полюс – это полюс руководящих идеалов (полюс идеалов и норм, формирующих рамки целей).

Между этими двумя полюсами вспыхивает дуга напряженности – некоторое подобие вольтовой дуги, которая освещает самость. Когда самость освещается, человек получает своего двойника в виде идеального образа себя (например, "я чемпион"), как "волшебное зеркало" предполагает сказочного двойника.

Переход на другой полюс биполярной самости приводит к мысли об изобретении, и люди придумывают те вещи, которые раньше отражались в фольклоре: это переход прогноза в проект".

Брудный А. А. и Демильханова А. М., статья "Феномен двойника и "стадия зеркала""

Для кого наши семинары и программы?

Мы приглашаем на свои мероприятия всех взрослых. Женщин и мужчин. Чтобы участвовать не нужно заранее знать или читать что-то особенное. Важны чуткость и ваше желание прислушиваться к себе.

Наши сказочные путешествия как для тех, кому нужны помощь и поддержка, так и для тех, кто хочет лучше понять себя, свои сновидения, прикоснуться к пространству образов и символического, для творчества и развития, в том числе и профессионального.

Будем рады встрече с вами!