Сказка про можжевельник

"Меня мачеха убила,
Мой отец меня же съел.
Моя милая сестричка
Мои косточки собрала,
Во платочек их связала
И под деревцем сложила.
Чивик, чивик! Что я за славная птичка!"

 
"Сказка про можжевельник" одна из самых жутких историй в собрании Братьев Гримм. Она повествует о долгожданном ребенке, появление которого, может наполнить смыслом жизнь его родителей. Красивый мальчик оказывается разрубленным на куски, сварен матерью и съеден отцом. Сказка рассказывает об этом так, словно это вполне обычное дело. Вся эта жестокость совершается в собственном его доме его родными. Зачем нам интересоваться этой историей? Зачем читать детям подобные страшные сказки? Не лучше ли читать исправленные варианты, откуда убраны все элементы жестокости? И почему, может понадобиться, взрослому человеку проживать такие истории?

В этой волшебной сказке есть проявления травмы, следы тени, темы искупления и освобождения. Хотим мы этого или нет, все это есть в личной истории каждого из нас. Когда появляется необходимость и потребность изменить что-то в нашей жизни, часто возникает идея, что главное это понять в чем проблема. Но на самом деле, этого недостаточно. Иначе, мы могли бы прекрасно использовать все замечательные советы мудрецов, накопленные в истории человечества. На практике мы прекрасно знаем, например, о пользе здорового образа жизни. Но почему-то возникает много помех или просто лени, препятствующих воплощению этих замечательных знаний. Меняется что-то только тогда, когда мы непосредственно сталкиваемся с последствиями негативных привычек, и результатами наших усилий. Когда сама жизнь проникает в нас, и следуя ей, мы приобретаем новый навык, обретаем практический опыт. Этот опыт, уже не просто знания, это часть нас. И тогда мы способны на изменения. Мы обучились.

Я предлагаю посмотреть на все описанное в сказке: места, животных, растения, поступки, персонажей, как на символы, описывающие наши душевные движения, переживания, устремления, желания, чувства и инстинкты.

О символическом значении образа птицы | О символическом значении можжевельника

Образ героя не идентичен самому эго, скорей это качество эго, его героическая часть, позволяющая нам выделить себя из архетипической власти родительских образов. Такое обретение себя, необходимо для развития индивидуальности. И всегда происходит болезненно. Ритуалы инициации, призванные помочь переходу из одного состояния сознания в другое, в примитивных племенах обладали крайней беспощадностью, но сегодня она сохранена в религиозных обрядах только в символической форме.

Сказка тоже является символом, сохранившим весь порядок прохода по ритуалу инициации. И мы можем сделать это в символической форме, соединяя собственные чувства с происходящим в сказке. Следуя за героем по его истории, проживая с ним вместе все превращения.

Как правило, ребенок спонтанно отыскивает те действия, которые мы находим в виде ритуала у древних. Похоже мы с детства понимаем, что зрелость достигается путем преодоления страданий, боли и мучений, буквальных, душевных или символических, в зависимости от степени осознания происходящего, от нашей готовности, и других обстоятельств. Инстинктивно нам известно, что следующая ступень созревания доступна только после преодоления и разрушения предыдущей. И все эти ступени начинаясь в глубине инстинктивного, уроборического единения с самостью матери, ведут все выше и выше по пути обретения духовности, осознанности, осознания отдельности и уникальности себя, к переживанию одиночества и обретению своей силы. Мы проживаем эти состояния раз за разом, на разных уровнях, с детства и до старости, пока можем расти и развиваться.

"...одно из психологических значений сказки состоит в необходимости научиться пониманию глубоких инстинктивных свойств его собственной натуры и отстаиванию своего Я при столкновении с этими, часто превосходящими, силами. В символической форме сказки предлагают ребенку типичные модели поведения, позволяющие выстоять в этой борьбе. Очевидно, что сюда относятся не только способы преодолеть и перехитрить демонические силы, представленные драконами, русалками, чертями, великанами или злыми карликами, но также упоминавшийся опыт страдания, смерти и преображения. Тем самым жестокость выступает не только как наказание за зло или за неосторожность и наивность, но и как присущий самому герою мотив претерпевания страданий", – пишет юнгианский аналитик Ханс Дикманн.

И дополнить я хочу словами Карла Густава Юнга: "Драматическое изображение показывает, каким образом божественное оказывается доступным человеческому постижению, а также обнаруживает то обстоятельство, что человек переживает божественное вмешательство именно как наказание, муку, смерть и, наконец, преображение".

Каждое человеческое существо, по словам Юнга, изначально имеет чувство целостности, могущественное и завершенное ощущение Самости. И из Самости, охватывающей всю психику, возникает индивидуальное самосознание, формируясь по мере роста личности. Предлагаю вам посмотреть на сказку, как на ваше собственное исследование этих вопросов и своих собственных  историй. Возможность прожить истории собственных инициаций на символическом уровне, завершая начатое инстинктивно природой и жизнью. Ведь мало попасть в историю, от нас ждут еще и получения знаний, осознания уроков, изменений. Проживание сказки, можно сравнить с собиранием этих плодов от своих жизненных уроков.

Расписание семинаров по "Сказке про можжевельник"

Нет запланированных мероприятий или точные даты пока не определены!

Для кого наши семинары и программы?

Мы приглашаем на свои мероприятия всех взрослых. Женщин и мужчин. Чтобы участвовать не нужно заранее знать или читать что-то особенное. Важны чуткость и ваше желание прислушиваться к себе.

Наши сказочные путешествия как для тех, кому нужны помощь и поддержка, так и для тех, кто хочет лучше понять себя, свои сновидения, прикоснуться к пространству образов и символического, для творчества и развития, личного и профессионального.

Будем рады встрече с вами!